Обложка DVD с изображением
персонажей классических фильмов
ужасов, созданных Universal Pictures:
- Читать далее ▷:
- Эльза Ланчестер из «Невесты
Франкенштейна» (1935), Клод Рейнс
из «Человека-невидимки» (1933),
Бела Лугоши из «Дракулы» (1931),
Клод Рейнс из «Призрака Оперы»
(1943), «Тварь» из фильма «Тварь из
Чёрной Лагуны» (1954), Борис
Карлофф из «Франкенштейна»
(1931), Лон Чейни-младший из
«Человека-волка» (1941) и Борис
Карлофф из «Мумии» (1932)
Характерные черты
Как и во многих иных жанрах кинематографа, перед зрителем в классическом фильме ужасов предстаёт картина борьбы добра со злом, где это процесс выражает схема «палач — жертва», где в качестве палача может выступать чудовище (монстр) или иная потусторонняя сила, стихия, сам человек и его девиантные отклонения (безумцы, психопаты, маньяки, убийцы и т. д.). Однако во многих фильмах такая грань становится расплывчатой, и не всегда удаётся определить такую схему, а порой она и вовсе отсутствует, сюжет как бы констатирует факт и не пытается выразить и определить указанную схему. Кроме того, для некоторых подобных фильмов, в которых так или иначе выражается принцип борьбы добра со злом, не всегда победа принадлежит добру. По мнению киноведа Дмитрия Комма, нет ничего, что было бы постоянным компонентом хоррора и составляло бы его формулу. В начале века неотъемлемой чертой фильма ужасов считалось наличие монстра, сверхъестественного существа. Но в сороковые годы возникает концепция фильма ужасов без монстра. Вместе с тем мы знаем множество фильмов, где есть монстр — вампир, призрак, — при этом не являющихся хоррорами. Фильм «Призрак любви» Дина Ризи — это не фильм ужасов, равно как и фильм «Привидение» — классическая мелодрама. Более того, Комм уверен, что у фильма ужасов нет не только собственной формулы, но даже собственных сюжетных моделей. Он, как правило, заимствует их у мелодрамы или детектива.
История жанра
1890-е—1920-е годы
Чарлз Огл в роли монстра
Также некоторые исследователи к одному из первых фильмов ужасов относят вышедший 22 августа 1913 года в Германии фильм ужасов «Студент из Праги». Именно в этот день в берлинском кинотеатре Mozart Saal состоялась премьера этого фильма. Однако, как отмечают исследователи, именно «Студент из Праги» обладал наиболее характерными чертами зарождавшегося жанра. XX век принёс большой вклад в фильмы ужасов, первым монстром в полнометражном фильме стал Квазимодо в экранизации романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Фильмы, в которых появлялся горбун — «Эсмеральда» Элис Ги-Бланш (1905), «Горбун» (1909), «Любовь Горбуна» (1910) и «Нотр-Дам де Пари» (1911).
Лон Чейни в роли Эрика в
фильме «Призрак Оперы»
В 20-х годах в Голливуде в драмах часто применялись особенности жанра ужасов, например в фильмах «Горбун из Нотр-Дама» (1923) и «Монстр» (1925), в обоих этих фильмах монстров играл звезда немого кино ужасов Лон Чейни. Одна из самых знаменитых его ролей — это призрак в фильме «Призрак Оперы» (1925), который входит в Классическую серию фильмов ужасов студии Universal.
Первым российским фильмом ужасов считается «Вий» (1909), немой художественный короткометражный фильм Василия Гончарова. До наших дней фильм не сохранился. Одними из первых фильмов жанра в России считаются «В полночь на кладбище» (1910), «Вий» (1909, 1916), «Загробная скиталица» (1915), они оба тоже считаются утерянными.[источник не указан 210 дней]
Среди первых звуковых фильмов ужасов — фильм «Террор» (1928), который ныне считается утерянным.
1930-е—1940-е годы
Борис Карлофф
в роли Чудовища Франкенштейна
в фильме «Франкенштейн» (1931)
У других студий-мейджоров в жанре ужасов был намного меньший успех, чем у Universal. Великая депрессия повлияла на кинопроизводство, из пяти основных студий только MGM сохраняла положительный финансовый баланс. Другие кинокомпании были вынуждены сократить производство рискованных и дорогих картин, а настроения зрителей делали актуальным фильмы преимущественно развлекательных жанров — приключенческие, криминальные драмы, мюзиклы. Однако неожиданный кассовый успех «Дракулы» и «Франкенштейна» и предшествовавшая этому необычная рекламная кампания сподвигли кинематографистов попытаться повторить этот успех. Paramount выпустили «Доктор Джекил и мистер Хайд» (1931), один из немногих фильмов данного жанра, удостоенный высоких оценок критики, получивший премию «Оскар» в престижной номинации за лучшую мужскую роль, а так же специальную оценку Венецианского кинофестиваля. Warner Brothers произвели «Свенгали» и «Безумный гений» (1931), а так же полностью снятые с использованием одной из первых успешных систем получения цветного изображения цветные фильмы «Доктор Икс» (1932) и «Тайна музея восковых фигур» (1933), оба фильма имеют важное значение для жанра так же потому, что в них раскрывался образ «безумного ученного» и была использована ставшая классической детективная составляющая. За счет качественной сценарной проработки, хорошему подбору актеров и новаторским спецэффектам фильмы ужасов Paramount и Warner Brothers и по прошествии времени по ряду качеств выглядят выигрышей с художественной стороны в сравнении с однотипными «монстрами Universal».
В 1941 году Universal выпустили фильм «Человек-волк», тем самым в серии «классических фильмов ужасов» появился ещё один монстр. Фильм был не настолько успешным, как предыдущие фильмы ужасов компании, но стал самым значимым фильмом об оборотнях тех лет. К концу 1940-х годов Universal стали в одном фильме совмещать сразу несколько своих монстров, создав прием кроссовер. Например, это фильмы: «Франкенштейн встречает человека-волка» (1943), «Дом Дракулы» (1945) и другие. Чем дальше шёл такой подход к серии своих фильмов, тем больше стало чувствоваться, что компании уже не хватает сюжетов и они стали выпускать пародии на свои же фильмы, «Эббот и Костелло встречают Франкенштейна» (1948), «Эббот и Костелло встречают человека-невидимку» (1951) и другие.
В то же десятилетие Вэл Льютон выпустил несколько малобюджетных фильмов для RKO Pictures, которые получились очень атмосферными: «Люди-кошки» (1942), «Я гуляла с зомби» (1943) и «Похитители тел» (1945). Работавший помощником у Льютона режиссер Роберт Уайз в интервью программе «100 лет ужаса» давал высокую оценку этим картинам, отметив, что Льютон компенсировал сковывающие инициативу требования продюсеров и цензуры умелым преподношением материала в эстетике экспрессионизма.
Первым фильмом ужасов, выпущенным в Индии, был фильм «Махал» (1949). Это был сверхъестественный триллер и самый ранний известный фильм на тему реинкарнации.
1950-е—1960-е годы
Конец 1950-х — начало 60-х годов знаменательны для жанра ужасов прежде всего развитием и выходом в международный прокат британской компании Hammer Film Productions, которая специализировалась на выпуске фантастики и фильмов ужасов. Их фильмы пользовались огромным успехом и в настоящее время по праву считаются классикой, такие фильмы как «Проклятие Франкенштейна» (1957), «Дракула» (1958) и «Мумия» (1959) не только прославили компанию, но и вывели в звезды замечательных актёров Питера Кашинга и Кристофера Ли. Многие фильмы Hammer были вольными ремейками фильмов компании Universal и дали вторую жизнь персонажам, которых уже стали забывать, — Дракула и Франкенштейн, подчас во многом переосмыслив их и открыв с неожиданной стороны.
Разновидности и поджанры
Слэшер
Особняком стоит снятый в псевдодокументальной манере цикл приключенческих фильмов итальянских режиссёров Руджеро Деодато и Умберто Ленци «Ад каннибалов» (1977—1980), в основе сюжета которых — трагические истории современных белых людей, случайно попавших в руки примитивных племен Южной Америки, Новой Гвинеи и пр.
Тема каннибализма отражена также в российском фильме «Новая Земля» (2008).
Тенденции в развитии жанра
Ужасы в сериалах
Особое место занимает популярный в своё время телесериал «Байки из склепа», шедший с 1989 по по 1996 год в течение 7 сезонов и насчитывающий 93 серии. Сериал состоит из отдельных не связанных между собой серий. Также с 1995 по 1996 год шёл сериал «Американская готика» («Шериф из преисподней»), в основе которого лежит правоохранительная деятельность шерифа небольшого города, шериф же обладает некой сверхъестественной силой, которую он получил от сил зла. Сериал состоит из 22 серий. Немаловажное значение имеет заслуживший внимание многих телезрителей мистический сериал «Твин Пикс», в основе сюжета которого лежит история расследования специальным агентом ФБР Дейлом Купером (Dale Cooper) шокирующего убийства юной школьницы Лоры Палмер. По мотивам телесериала также было выпущено несколько книг.
С 1996 по 1998 год на экраны выходил сериал «Полтергейст: Наследие». Сюжет сериала сводится к деятельности паранормальной группы «Наследие» по обнаружению проявления потусторонней силы в материальном мире. Сериал шёл в течение 4-х сезонов и насчитывает 88 серий. В некоторой степени к проявлениям фильмов ужасов в сериалах имеет и такой известный сериал, как «Секретные материалы», многие серии которого носят напряжённый характер.
Из других сериалов можно выделить: «Баффи — истребительница вампиров» (сериал носит ярко выраженный молодёжный характер), «Пятница, 13-е» (сериал не имеет ничего общего с оригинальным фильмом). Некоторые сериалы лишь содержат некоторые элементы ужасного, но не являются полностью таковыми: «Профиль убийцы» повествует о работе агента ФБР по раскрытию особо тяжкие убийств; «Тысячелетие» Криса Картера схож с прошлым сериалом, но расследование подобных преступлений ведётся с использованием сверхъестественных способностей одного из сотрудников ФБР — он видит то, что происходило на месте преступления; сериал «Вечный рыцарь» рассказывает о вампире, который работает в полиции Торонто, очень схож с ним и сериал «Ангел», главным героем которого тоже является вампир, к которому также периодически приходят воспоминания из вампирского прошлого; «Серный камень» повествует о полицейском, который ловит 113 сбежавших из ада проклятых душ (однако сериал насчитывает только 13 серий); сериал «Клан» основан на настольной игре Vampire: The Masquerade; сериал «Сверхъестественное» рассказывает о приключениях братьев Сэма и Дина Винчестеров, которые путешествуют по Соединённым Штатам на чёрном автомобиле Chevrolet Impala 1967 года, расследуют паранормальные явления, многие из которых основаны на американских городских легендах и фольклоре, и сражаются с порождениями зла, такими, как демоны и призраки.
Известные режиссёры фильмов ужасов
Известные актёры фильмов ужасов
Известные персонажи фильмов ужасов
Фредди Крюгер | Маньяк из серии фильмов «Кошмар на улице Вязов», которого сожгли при жизни и который стал приходить к детям во снах. Смерть во сне вела за собой смерть в реальности. |
Кэндимэн | Крюкорукий маньяк-призрак из одноимённого фильма. |
Майкл Майерс | Маньяк из фильма «Хэллоуин». С самого детства имеет садистские наклонности и интерес к смерти, большую часть жизни пробыл в психиатрической лечебнице, но сбежал и начал убивать подростков. |
Томас Хьюитт (Кожаное лицо) | Главный отрицательный персонаж серии фильмов «Техасская резня бензопилой». |
Граф Дракула | Вампир, придуманный Брэмом Стокером в романе «Дракула», после многочисленных экранизаций книги стал одним из самых известных вампиров. |
Елизавета Батори | Венгерская графиня, известная также как Кровавая Графиня, согласно «Книге Рекордов Гиннеса», является самым «массовым» серийным убийцей среди женщин. |
Чудовище Франкенштейна | Одно из главных действующих лиц романа Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818), а также персонаж множества книжных, драматических и кинематографических адаптаций его сюжета. Живое существо, собранное из фрагментов тел трупов. |
Крипер | Монстр из фильма «Джиперс Криперс», который просыпается каждые 23 года на 23 дня и всё это время убивает людей, поедая у них части, которых сам лишён, тем самым самогенерируясь. После чего он прячет тела в различных заброшенных местах, сшивая их вместе и делая оружие из человеческих фрагментов. |
Джейсон Вурхиз- | Персонаж фильмов серии «Пятница 13-е», маньяк-убийца, известный своими кровавыми способами расправ над жертвами. |
Маюми Савада | Героиня японских городских легенд, персонаж серии фильмов «Женщина с разрезанным ртом», которой рассекли лицо. Носит маску и охотится на детей, спрашивая «Красива ли я?». В случае положительного ответа разрезает жертвам рот от уха до уха, делая их подобными себе уродами. |
Дэмиен Торн | Антихрист, главный персонаж серии фильмов и книг «Омен». |
Чаки | Кукла Чаки, в которую вселился дух умершего маньяка Чарльза Ли Рэя. |
Пинхэд | Человекоподобный демон, предводитель компании сенобитов, демонов-хранителей врат ада, вызываемых при помощи шкатулки Лемаршана (фильм «Восставший из ада»). |
Верзила | Хранитель Врат, вооружённый летающей серебряной сферой, которая буравит головы незваных гостей (фильм «Фантазм» и его последующие четыре продолжения). |
Самара Морган (Садако Ямамура) | Девочка-убийца, умершая в колодце, убивающая с помощью смертоносной кассеты в фильме «Звонок». |
Пеннивайз (Оно) | Жестокий клоун-убийца, также он призрак и демон, герой одного из самых известных романов Стивена Кинга — знаменитого мастера ужасов. |
Лунный маньяк или Насильник | Маньяк из фильма «Доктор Икс» |
Пирамидоголовый | Огромное человекоподобное существо с металлической пирамидой, скрывающей голову, один из чудовищ фильма «Сайлент Хилл». |
Каяко Саэки The Grudge/Проклятие | Мстительный дух убитой девушки из фильма ужасов Проклятие (2004) |
Дедайт | Агрессивные, злые, одержимые демоном, вызванным благодаря «Книге мёртвых» в фильме Зловещие мертвецы. |
Призрачное лицо | Вымышленный персонаж серии молодёжных фильмов-ужасов Крик. |
Нечто | Инопланетный организм, пытающийся прорваться на материк, ассимилируя учёных с антарктической станции. |
Джек Торренс | Главный герой (позже злодей) романа Стивена Кинга Сияние, а также его последующих экранизаций. |
Литература
- Барканов С., Гуров А., Власенко А., Терехин В. Ужас: Аннотированный каталог зарубежных фильмов ужасов и мистики. НПКЦ «ИНТЕХ», 1994.
- Корнев В. Фильмы ужасов. Вып. 6. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007.
- Янина Маркулан. Киномелодрама. Фильм ужасов. Издательство «Искусство», 1978.
- Скал Дэвид Дж. Книга ужаса. История хоррора в кино. Амфора, 2009.
- Дмитрий Комм. Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов. СПб.: БХВ-Петербург, 2012.
● Раздел фильмов ужасов в IMDb
источник материала