В данном альманахе, я решил обобщить все известные нам знания о зомби-апокалипсисе. В наше время, существует достаточно огромное количество фанатов данного жанра, и поэтому, знания о, казалось-бы, интересных историй с шутками-прибаутками о невиданных тварях, могут стать неотъемлемой частью современной атрибутики литературы, кинематографии, музыки, искусства, интернет-творчества и т.д. Я постараюсь не без Вашей помощи наиболее подробно описать данный
По мере добавления новой информации, версия темы будет изменяться, в зависимости от объёма добавленной информации и его содержания.
- Updates:
- v1.0.0
- Создан Альманах зомби-апокалипсиса, ред. Chip the Rescue
- Добавлен Том I
- Введена ОЧЕНЬ ВАЖНАЯ правка в характеристиках зомби (спасибо Demon-killer'у)
v1.1.0- Добавлен Том II
- Найден интересный гайд по выживанию в условиях зомби-апокалипсиса (ссылки предоставляются)
- Оформление Альманаха, сортировка информации по главам
- Создан Альманах зомби-апокалипсиса, ред. Chip the Rescue
- Том I:
- Глава I. Истоки появления зомби
Зо́мби (англ. zombie, гаит. креольск. zonbi, северный мдунбу nzumbe) — мифический персонаж современной массовой культуры. Под зомби понимается, как правило, оживлённый фантастическим образом труп (или живой человек), полностью потерявший контроль над собой и своим телом или подчиняющийся чьим-то приказам. Другими словами - человек (или животное), находящийся под сильным влиянием чего-то — как правило, каких-либо убеждений или увлечений.Изначально, термин «зомби» до 60-х годов ХХ века был связан с вуду - магической практикой жителей островов Карибского бассейна (Гаити, Ямайка, Тринидад, Куба). Корни Вуду уходят в Западную Африку (Бенин), откуда привозились на Гаити рабы. Первое упоминание слова «зомби» в англоязычной литературе относится к 1929 году. Именно тогда известный репортёр «Нью-Йорк Таймс» Вильям Сибрук издал книгу «Остров магии», вышедшей в серии «Путешествие не вставая с кресла». В «Острове магии» Сибрук описал свою жизнь на Гаити вообще и отдельно — в гаитянских джунглях в доме Маман Сели, знаменитой колдуньи. Благодаря её доверию Сибрук смог лично присутствовать на многих вудуистских обрядах. В книге Сибрук охарактеризовал вуду как сложную смесь католицизма и западноафриканских поверий, включающую в себя магию и колдовство. Однако в книге, состоящей из четырёх частей, магии посвящена лишь одна. Она называется «Мертвецы работают на плантациях сахарного тростника» и посвящена преимущественно зомбированию.
Происхождение самого понятия «зомби» остаётся до конца неясным. Оно попало на Гаити через рабов, вывезенных в начале XVII века из западноафриканского государства Дагомея (современные Бенин и Нигерия). Точное происхождение слова неизвестно до сих пор. По одной версии — это искажённое «нзамби», что на африканском языке банту означает «мелкое божество» или «душа мертвеца». По другой — это видоизменённое западноафриканское диалектное «жамби», что значит «привидение». Существует также теория, по которой словом «зомби» когда-то называли огромного чёрного змея из африканских поверий, извечного врага солнца, света и радости.С течением времени, в период с 30-х - 50-х годов зомби всячески проникали в литературу икинематографию, выходило множество фильмов про зомби вуду. Ниже дан список фильмов данного направления в период с 30-х - 50-х годов- Список фильмов про зомби периода 1930х - 1950х годов:
- 1930-е
- Белый зомби (White Zombie, 1932)
- Восстание зомби (Revolt of the Zombies, 1936)
- Разгуливающий мертвец (The Walking Dead, 1936)
- Человек, которого не смогли повесить (The Man They Could Not Hang, 1939)
1940-е- Охотники за привидениями (The Ghost Breakers, 1940)
- Король зомби (King of the Zombies, 1941)
- Полуночный трактир (Bowery at Midnight, 1942)
- Я гуляла с зомби (I Walked with a Zombie, 1943)
- Безумный упырь (The Mad Ghoul, 1943)
- Месть зомби (Revenge of the Zombies, 1943)
- Человек-вуду (Voodoo Man, 1944)
- Зомби на Бродвее (Zombies on Broadway, 1945)
1950-е- Напуганные до смерти (Scared Stiff, 1953)
- Существо с атомным мозгом (Creature with the Atom Brain, 1955)
- Куотермасс 2 (Quatermass 2, 1957)
- Остров вуду (Voodoo Island, 1957)
- Зомби Мора-Тау (Zombies of Mora Tau, 1957)
- Нечто, которое не могло умереть (The Thing That Couldn't Die, 1958)
- Невидимые захватчики (Invisible Invaders, 1959)
- План 9 из открытого космоса (Plan 9 from Outer Space, 1959)
- Подростки-зомби (Teenage Zombies, 1959)
- Белый зомби (White Zombie, 1932)
Середина ХХ века была переломной в развитии данного жанра. В свет выходят такие известные фильмы, как Ночь живых мертвецов (Night of the Living Dead, 1968), Рассвет мертвецов (Dawn of the Dead, 1978), День мертвецов (Day of the Dead, 1985), ремейк Ночь живых мертвецов (Night of the Living Dead, 1990), серия фильмов Возвращение живых мертвецов (The Return of the Living Dead), а после - 28 дней спустя (28 Days Later..., 2002), серия фильмов и игр Обитель зла (Resident Evil), Рассвет мертвецов (Dawn of the Dead, 2004), Земля мёртвых (Land of the Dead, 2005), Я — легенда (I Am Legend, 2007), Добро пожаловать в Zомбилэнд (Zombieland, 2009) и др.
К началу 2000-х годов сценарий зомби-апокалипсиса нёс уже не только сугубо-литературный и кинематографический характер. Нашлись учёные-умельцы, которые обосновали псевдо-научный характер данного сценария (ссылки на них дам позже, как найду) в условиях реальной действительности. Об этом свидетельствует случай в- США 16 мая 2011 года:
- 16 мая 2011 года в официальном блоге Центров по контролю и профилактике заболеваний США появилась написанная директором этого агентства, заместителем министра здравоохранения США контр-адмиралом Али Ханом полусерьезная инструкция по выживанию во время зомби-апокалипсиса. Представители агентства назвали вызвавшую крайний общественный интерес инструкцию шуткой, спровоцированной жалобами на то, что общество трудно заставить обратить внимание на призывы специалистов готовиться к реальным катастрофам.
Глава II. А теперь, непосредственно о самих зомби
Уже сегодня существует множество вариантов зомби или всякой неведомой ожившей мертвячины, но пока никто не соизволил классифицировать их каким-либо образом. Я ниже дал свою классификацию зомби, подразделив их в ряд категорий (в хронологии появления в массовой культуре):- Зомби вуду
Данный вид зомби существует оффициально с XVII века (хотя, существуют иллюстрации с изображениями гаитянских зомби, датируемых XIV, а то и XII в.в.). Суть в следующем: вуду (он же - верховный жрец) управляет разумом людей методом внушения (возможно, и при помощи дурманящих "зельев" и снадобий, а также гипноза). В литературе и кинематографии до 60-х годов, вуду выступали как эдакие "злодеи", порабощающие разумы живых людей, чтобы принести в жертву "нетронутых граждан". Как правило, под дудку верховного жреца мог играть каждый, но не всякий. Как ни странно, находились и те, кто не был подвластен колдовству вуду. Отсюда и казусные ситуации в фильмах.
Данный вид зомби больше является живым человеком, попросту ставший жертвой гипноза и внушения. Однако отходя именно от этого образа были созданы позже и другие, более концептуальные виды зомби, которые даны ниже.- Классические зомби (живые мертвецы)
Впервые появляется в картине Ночь живых мертвецов (Night of the Living Dead, 1968) Джорджа Ромеро, хотя изначально, режиссёр собирался снимать комедию, но шокировал в те годы своим величайшим творением в стиле хоррор ужасов. Данный вид зомби представляет собой оживший полуразлагающийся труп, преимущественно восставших из могил либо ошивающихся в районе кладбищ\моргов.
Особенности:- Мертвецы в большей степени - полугнилые формы организмов, поэтому скорость передвижения их крайне мала.
- В основном ходят толпами, реже поодиночке (как правило, вследствие распространения "очага появления мертвецов")
- Единственная цель оживших мертвецов - сховайт мозг живого человека\организма (бытует мнение, что таким способом они восполняют свои силы)
- Как правило, самое слабое место любого ожившего мертвеца - головной мозг\нервная система, т.к. это единственная система органов, которая продолжает выполнять функцию манипуляции движения. Естественно, убить мертвеца можно, достаточно снести ему котелок.
- Данный вид зомби не раскрывает природу их появления, поэтому, данный вид зомби стал полигоном для развития жанра. Однако, и сейчас классические зомби достаточно популярны в массовой культуре Запада и Востока, в большей степени - благодаря трудам Ромеро.
- Скелеты
Скелеты, по сути, уже не являются живым организмом, это скорее форма манипуляции останками некогда живой материи, которая выполняет те же функции, что и ожившие мертвецы. В массовой культуре, такой вид зомбятины представлен преимущественно как персонаж из вселенной фентези, реже, в современных фильмах\играх\книгах про зомби-апокалипсис (примером появления в фильмах: Армия Тьмы (Army of Darkness, 1992), в играх: Sniper Elite: Nazi Zombies Army 1&2 (2013)). В большинстве случаев, природа появления по-большому счёту (равно как и оживших мертвецов) также не раскрыта, однако есть предположение, что ожившие скелеты - проявление колдовства\демонических сил, которые вселяются в схроны кальция и пытаются сеять ужас и страх, теперь уже, без поедания мозгов.- Упыри
Тот же вариант классических зомби, но отличающиеся природой появления. Как правило, упыри - некогда жертвы вампиров, которые не по своей воле стали ходячими мертвецами, но теперь уже несущие функцию распространения этой чумы. Хороший пример появления таких видов зомби - манга\аниме\OVA Хеллсинг (Hellsing).- Заражённые
Современный вид зомби, наиболее хорошо представлен в серии игр Left 4 Dead как проявление неизвестного вируса\инфекции. Является более правдоподобным вариантом проявления сценария зомби-апокалипсиса в жизни.
Особенности:- Пожалуй, это первый вид выносливого зомби. Скорость и ряд физ. характеристик могут превосходить человеческие в несколько раз (на примере Хантеров или Танков) за счёт проявления нечеловечности.
- Так же, как и классики, заражённые блуждают преимущественно большими группами\массовками, тем самым, усложняя жизнь выжившим.
- Присущи те же качества, что и классическим зомби, а именно - реагировать на присутствие живых людей.
- Возможны различные мутации и прочие изменения в организме, такие как появление дополнительных органов, выделение слизи\биосубстанции, увеличенная регенеративность и более совершенная структура тела (на примере Танка). Возможны и другие виды мутации, это уже зависит от фантазии автора.
- Инфекция\вирус, как правило, поражает ДАЛЕКО не каждого. Обязательно (по канону) среди основной массы присутствуют так называемые "имунны" - люди, не подверженные заражению.
- Если присмотреться к игре L4D, то можно заметить, что в ряде случаев, заражённым как-бы побоку на то, что вообще могут существовать "имунны", однако, бывают такие моменты, когда толпы инфицированных могутнапасть совершенно внезапно. независимо от того, насколько тихо и незаметно скрывались имунны от зомби-апокалипсиса. Природа такого странного поведения до сих пор не выявлена.
- Носители
Данный вид зомби характеризуется тем, что в качестве создателя чумы зомби-апокалипсиса выступают паразитные организмы, внедряющиеся в другие живые организмы, тем самым - подчиняя их. Можно предположить, что паразиты проникают внутрь хозяина различными способами (будь-то какое-либо ранение или непосредственный контакт с паразитом), и в первую очередь, поражают центральную нервную систему (а возможно и головной мозг), впоследствии, подтачивая организм к командам паразита. Как таковой разрозненности в видах носителей нет, в виду их общих черт и общей природы возникновения, будь-то Дж'аво из того же Resident Evil или некроморфы из Dead Space (последние, как раз, выступают как носители инопланетных паразитов - микроорганизмов, возможно вирусных бактерий). Суть та же, что и у предыдущих видов, с одной лишь разницей - в данном случае, мы можем наблюдать сверхмутации (гипермутации, сверхэволюцию) - вид скоротечной мутации, когда носитель может за считанные минуты видоизмениться, менять размеры и структуру тканей, и т.д. Именно тавк можно объяснить боссов и супербоссов в Resident Evil и Dead Space. Ну а что тут говорить о видах паразитов - их может быть неистовое множество видов и мастей.- Одержимые
Более концептуальный вид зомби, наиболее хорошо представлен в серии игр DooM 3 (в фильме Дум (Doom, 2005) зомби представлены как заражённые или классические мертвецы, а возможно, и как носители (?)). Природа их появления более мистифицирована - порождаются за счёт проявления потусторонних сил\явлениий\духов и демонов, вселяющихся и в живых людей, и в мертвецов. Они могут поедать плоть, охотиться на нежелательных личностей (протагонистов) или просто устраивать хаос. Как правило, порождаются таким явлением тоже далеко не каждый, т.к. находятся такие "смельчаки", которым везёт. Это можно объяснить так:- Из общей массы людей могут найтись и сильные духом люди. Тот факт, что все априори священники\верующие тоже застрахованы от посягательств таких сил, можно считать мифом (или дешёвой рекламой, включай addblock), т.к. существует множество эпизодов, когда и такие люди становятся жертвами духов (фильм Обряд (The Rite) или тот же Doom 3).
- Возможно, это происки самого Дьявола\жреца, который хочет по-своему покарать протагониста.
- Мутанты
В эту категорию зомби можно внести искусственно созданных тварей, которые рано или поздно, выходят из-под контроля людей, устраивая погромы и хаос. Наиболее хорошо показан такой вид зомби в кооперативном шутере жанра survival horror Killing Floor, где мутанты - порождение корпорации Horzine, которые были изначально созданы как универсальные zoldaten. Из особенностей можно выделить наличие различных приспособлений (оружия, механизмов), изначально предназначавших для ведения боя с врагом и их крайняя выносливость. В серии игр и фильмов Resident Evil таким порождением рук человеческих является Устанак и Немизида.- Прочие
К таким видам можно отнести различные гибриды вышеупомянутых видов зомби. Как правило, такие виды не имеют чётко выраженных отличий.- Том II:
- Глава I. Каноны жанра.Наверняка всем известно, что в каждом романе\
порнофильме\игре есть свои "правила", которым придерживаются авторы. Эти правила являются неким жанровым устоем, которые хоть и не обязаны повторяться из разу в раз, но всякий раз при выходе какой-либо продукции, мы наблюдаем схожую последовательность тех или иных действий и событий (эдакая копипастия), которые и определяют сам жанр. Не исключение такого явления и наш сценарий зомби-апокалипсиса. Несмотря на то, что разных произведений литературы, кинематографии и игровой индустрии просто тьма-тьмущая, всё равно мы можем наблюдать много чего схожего и общего, даже если эти сценарии будут розняться по идеи или смысловому значению.Для начала, мы разберёмся с основной составляющей канона - героев действия:- Главный герой (он жи ГГ, герой, ГЫ, крутой персонаж, протагонист) - персонаж, действие которого мы и наблюдаем на протяжении всего сценария. По канону, ГГ просто обязан в каком-либо виде дойти до кульминации действия (то бишь, без рук и ног, но выжить до концовки и поучаствовать в ней). Бывают случаи, когда могут участвовать в сценарии сразу несколько ГГ, в этом случае, мы можем наблюдать патриотическую гибель какого-нибудь из ГГ (для пущей трагичности) или же гибель всех ГЫ (но при условии, что они дошли до финала). В случае нарушения данного канона, начинается тотальный пздц. Как правило, всё зависит от ГГ, но это скорее дань моды, ибо в действительности, большую часть работы выполняют второстепенные персонажи.
- Помощник ГГ (ученик, напарник ГГ, наследник ГГ) - второстепенный важный персонаж. У каждого высокоуважаемого ГГ (обычно ступоргероев) должен быть напарник, ну или в крайнем случае, лучший друг - менее популярный в среде, но не менее важный. Обычно именно благодаря напарникам, ГГ решают проблемы высшей сложности, когда ГЫ попросту не по зубам справиться с этим в одиночку (иногда бывает, что крутые персы просто не замечают помощи своих товарищей, вследствие ЧаВо, ученики не сразу становятся значимыми в лице ГГ). Существует два варианта условий: в случае гибели ГГ, напарник автоматически становится важной шишкой сценария, тем самым, добивая сюжет до логического завершения; в случае гибели напарника, ГГ обязан отомстить за павшего товарища (
либо забить на всё болт).
- Подружка ГГ (дама ГГ, девушка крутого парня) - ключевой персонаж канона, которая обычно вводится для создания отдельного сценария романса в условиях протекания основного сценария. Обычно, при таком раскладе, многое может зависить и от взаимоотношений подруги и ГГ (допустить хотя бы опасность гибели девушки) - в этом случае, целью ГГ является сохранение жизни подружки, и вытекающая из сюжетной линии - развязка основного сценария. Это можно описать на примере: допустим, девушка подхватила ту же заразу, что и зомби (есть шанс кровавого мочилова), герою, естественно, хочется спасти свою половинку, и конечно, нужно спасать и всю планету. Стало быть, чтобы спасти отдельно взятого человека, ему нужно копнуть глубже в суть основного сценария - например, добыть тот же анти-дот. Таким образом, введение подруги ГГ является неким обстоятельством развязки основного сюжета, которое побуждает героя
мудакана подвиги (иногда не без фейлов).
- Тот, кого убили первым (в разных пониманиях: first-blood, первая жертва, му'Duck первого сорта) - второстепенные персонажи, своего рода массовка, создающая атмосферу жизненности в сценарии. Обычно, такие персонажи, как правило, во время завязки сценария становятся первыми жертвами, в виду своей неусмотрительности или неосведомительности. Они вводятся в канон по разным причинам:
- Создают условие для ГГ и его ближайших ключевых персов (своего рода, набирание скиллов)
- Создают условия большей опасности в сценарии
- Преобразуют неуёвый экшн
- Главное правило канона таких сценариев: "без жертв" не бывает. Отсюда и вытекающий вывод: F-B - пушечные мяса канона.
- Тот, кого убьют следующим (fresh meat, му'Duck второго сорта, в более глобальном смысле - стадо) - второстепенные персонажи канона, как правило - жертвы, которые погибают на протяжении всего сценария. Это может быть в ходе сложившейся ситуации (при котором априори будут жертвы), либо по тупости самих персонажей (правило канона №2: чем больше жертв, тем круче экшн). Но не редко, фрешмиты могут производить определённые действия по ходу сценария, которые создают определённую логику вещей сюжета (ну просто не бывает такого, чтоб ГГ всё делал сам). В таких случаях, утки сценария могут составлять как бы фон общей картины и могут быть важной составляющей в действиях ГЫ.
- Главный злодей (ГЗ, враг, Босс, антагонист) - главный персонаж канона, играющий отрицательную роль в сценарии. Как правило, злыдни ненавидят две вещи: ГГ и весь мир (иначе, злодей не устраивал бы основную проблематику сценария). Антагонисты являются противовесом в каноне, тем самым, создавая баланс сил в противостоянии Good vs Evil. Важный аспект канона этого персонажа: злодеи вездесущи. Они являются основной целью ГГ на протяжении всего сценария, и победа над ним в 85% является ключом к развязки сценария. Частенько мы наблюдаем раздробленность в появлении главного злодея. Так, в ряде картин, нередко главные боссы могут покровительствовать Мегаглавным злодеям (тогда в этом случае, главной целью ГГ является победа над мегазлыднем). Если сценарий предполагает продолжение, то главное правило канона №3 гласит: злодеи всегда возвращаются (ну или в крайнем случае, на их место встают их помощники).
- Помощник ГЗ (шестёрка, тот кто получает п'здюлин от босса) - второстепенный персонаж сценария. Его задача обычно заключается в помощи ГЗ в реальзации противоправных мер в сценарии, направленных против ГГ. Нередко они играют роль психологического раздражителя, влияющего на босса, вследствие ЧаВо, шестёрка может получать п'здюлин от своего босса. В большинстве случаев, помощники злодеев не являются как таковыми "чистыми злодеями", они нередко идут на косой путь по причинам личностных обстоятельств (не сложилась жизнь например), хотя бывает и такое, что помощник является чуть ли не ключевым злодеем всего канона.
[данная глава не дописана]Глава II. Условия выживания в зомби-апокалипсисаПисать эту главу я пока что не буду, ибо времени на работу у меня в обрез, но я могу поместить сюда интересный гайд по выживанию в зомби-апокалипсисе - Главный герой (он жи ГГ, герой, ГЫ, крутой персонаж, протагонист) - персонаж, действие которого мы и наблюдаем на протяжении всего сценария. По канону, ГГ просто обязан в каком-либо виде дойти до кульминации действия (то бишь, без рук и ног, но выжить до концовки и поучаствовать в ней). Бывают случаи, когда могут участвовать в сценарии сразу несколько ГГ, в этом случае, мы можем наблюдать патриотическую гибель какого-нибудь из ГГ (для пущей трагичности) или же гибель всех ГЫ (но при условии, что они дошли до финала). В случае нарушения данного канона, начинается тотальный пздц. Как правило, всё зависит от ГГ, но это скорее дань моды, ибо в действительности, большую часть работы выполняют второстепенные персонажи.